Решение №054/05/8-819/2020 в отношении ООО «Бургер Рус» от 17 сентября 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
«17» сентября 2020г. г.Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: <...> - заместитель руководителя управления;
члены комиссии:<...>– главный специалист-эксперт отдела рекламы;
<...> – главный государственный инспектор отдела рекламы;
рассмотрев дело №054/05/8-819/2020, возбужденное по факту распространения в марте 2020г. на пл. Карла Маркса в г.Новосибирске рекламных листовок, содержащих информацию с признаками нарушения Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе»,
в отсутствии:
заявителя: физическое лицо <…>,
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: ООО «Бургер Рус» (ИНН 7719723690, ОГРН 1097746274009, дата присвоения ОГРН 06.05.2009г., адрес (место нахождения): ул.Арбат, д.29, г.Москва, 119002),
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России поступили обращения физического лица (вх.№№4426э от 16.03.2020г., 4952 от 23.03.2020г.) по факту распространения в марте 2020г. на пл. Карла Маркса в г.Новосибирске рекламных листовок, содержащих следующую информацию :
«Burger King доставка от 30 минут Заказывай сейчас на burgerking.ru Ассортимент, цены, зону, условия и время доставки уточняйте на сайте Комбо с воппером скидка -29% 189 ₽ Воппер Хрустящая Кинг Фри (станд.) Напиток 0,5л Комбо на двоих с Биг Кингом 2хБиг Кинг 2хХрустящая Кинг Фри (станд.) 2хНапиток 0,5л 2хСоус Скидка -25% 499₽»,
с нарушением ст. 8 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».
По итогам рассмотрения заявлений Новосибирским УФАС России возбуждено настоящее дело, по результатам рассмотрения которого установлено следующее.
В соответствии со ст.3 ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация является рекламной, т.к. по своему содержанию и способу распространения направлена на привлечения внимания неопределенного круга лиц к объекту рекламирования – услуге по доставке продуктов питания, следовательно, продвижению их на рынке.
Согласно требованиям, установленным ст.8 ФЗ «О рекламе»:
- в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В силу п.3 ст.497 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, договор розничной купли-продажи товара по образцам или договор розничной купли-продажи, заключенный дистанционным способом продажи товара, считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в таком договоре, а если место передачи товара таким договором не определено, с момента доставки товара по месту жительства покупателя-гражданина или месту нахождения покупателя - юридического лица.
Момент заключения договора розничной купли-продажи определен в статье 493 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой, если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель, договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.
В п.2 ст.26.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» закреплено, что продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.
Согласно п.4 названной статьи при дистанционном способе продажи товара потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней.
Таким образом, в данном случае у потребителя отсутствует прямой, непосредственный контакт с товаром либо его образцом до заключения договора, ознакомление с товаром происходит посредством изучения каталога, буклета, проспекта, фотоснимков, средств связи, в том числе на Интернет-сайте, указанном в рекламе. Указанное свидетельствует о том, что при заказе товара с доставкой у покупателя отсутствует возможность непосредственного ознакомления с товаром либо образцом товара при заключении договора купли-продажи.
Из анализа содержания рассматриваемой листовки следует, что в данном случае объектом рекламирования являются продукты питания, которые можно заказать на сайте burgerking.ru. Там же находится информация об ассортименте, цене, зоне, условиях и времени доставки товара.
При этом, исходя из норм законодательства о дистанционной торговле, в случае, если для приобретения товара потребителю необходимо обратиться по месту осуществления деятельности продавца, такой способ продажи не является дистанционным.
Из содержания рекламы не следует, что для приобретения товара потребителю необходимо обратиться в ресторан «Бургер Кинг», достаточно оформить заказ на сайте, указанном в листовке.
Следовательно, в рассматриваемой рекламе предлагается продажа товара дистанционным способом, при этом отсутствуют сведения, указание которых обязательно в силу ст. 8 Федерального закона «О рекламе».
Ответственность за несоблюдение требований ст.8 Федерального закона «О рекламе» несет как рекламодатель (ч.6 ст.38 Федерального закона «О рекламе»), так и рекламораспространитель (ч.7 ст.38 Закона «О рекламе»).
Рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (ч.7 ст. 3 Закона «О рекламе»).
Как следует из содержания рекламной информации, заказ товара осуществляется потребителем на сайте https://burgerking.ru. На этом же сайте указан ассортимент, цена, зона, условия и время доставки.
Сайт https://burgerking.ru содержит информацию об ООО «Бургер Рус» (ИНН 7719723690, ОГРН 1097746274009, дата присвоения ОГРН 06.05.2009г., адрес (место нахождения): ул.Арбат, д.29, г.Москва, 119002).
ООО «Бургер Рус» представлены документы, подтверждающие факт изготовления и распространения рассматриваемых листовок по заказу Общества (копия договора № 55 на изготовление рекламной продукции от 03.12.2014 с ООО «ЭйБиЭс», копия дополнительного соглашения №1 к договору №55, макет листовки на 2х листах, копия договора № 377 об оказании услуг по организации рекламного и/или информационного обслуживания от 18.01.2019 с ООО «Группа Компаний «Реклама Онлайн» и копия дополнительного соглашения № ГК-52025 от 01.03.20г. к нему, копия платежного поручения № 29500 от 19.05.20г. на оплату услуг по указанному соглашению. Акт сдачи-приемки №ГК-52025 от 31.03.20 по указанному соглашению, копия УПД к указанному договору на изготовление листовок № 0000-0100365 от 28 февраля 2020 г., копия платежного поручения № 26407 от 30.04.20г. об оплате изготовления листовок).
Следовательно, лицом, оказывающем услуги, указанные в рекламе, как и выгодоприобретателем при продвижении на рынке услуги по доставке товаров, является ООО «Бургер Рус» (ИНН 7719723690)
Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
РЕШИЛА:
- Признать рекламную информацию, распространенную на пл. Карла Маркса в г.Новосибирске в марте 2020г. посредством листовок следующего содержания: «Burger King доставка от 30 минут Заказывай сейчас на burgerking.ru Ассортимент, цены, зону, условия и время доставки уточняйте на сайте Комбо с воппером скидка -29% 189 ₽ Воппер Хрустящая Кинг Фри (станд.) Напиток 0,5л Комбо на двоих с Биг Кингом 2хБиг Кинг 2хХрустящая Кинг Фри (станд.) 2хНапиток 0,5л 2хСоус Скидка -25% 499₽»,
ненадлежащей,
а Общество с ограниченной ответственностью «Бургер Рус» (ИНН 7719723690, ОГРН 1097746274009, дата присвоения ОГРН 06.05.2009г., адрес (место нахождения): ул.Арбат, д.29, г.Москва, 119002) нарушившим ст.8 ФЗ «О рекламе»:
- в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
2. Выдать ООО «Бургер Рус» предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме "17" сентября 2020 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.